А компенсировать ущерб кто будет? Подвал в пятиэтажке залило кипятком, «сварилась» детская кровать

25

Коммунальные ЧП — увы, не редкие гости в старом жилфонде. И если терпеть неудобства в связи с внезапным отключением воды или электричества люди еще готовы (очевидно, что все рано или поздно выходит из строя), то безвозвратно терять свое имущество — категорически не согласны. «30 сентября подвал нашего дома затопило кипятком, — рассказывает жительница пятиэтажки на Ландера, 28 (Минск). — Пар заметили еще в районе 11 утра, попробовали спуститься, но ничего не вышло — воды в подвале было по колено. Сразу же обратились в службу 115, где нам сказали ожидать аварийную службу».

А компенсировать ущерб кто будет? Подвал в пятиэтажке залило кипятком, «сварилась» детская кровать

Горячее субботнее утро

Пока «аварийка» ехала, вода все прибывала. Не выдержав такого напора стихии, жильцы еще несколько раз связывались с 115, а затем и вовсе набрали МЧС. Однако, по словам минчан, спецмашина добралась до них только в районе 16 часов.

А компенсировать ущерб кто будет? Подвал в пятиэтажке залило кипятком, «сварилась» детская кровать

— Когда «аварийка» приехала и осмотрела подвал, то выяснилось, что топит сразу три подъезда в нашем доме (в одном из них находится электрощитовая), также затоплено несколько подъездов в соседних домах. И еще, что эта горячая вода идет от соседних домов. Но сделать пока ничего невозможно, так как надо подключать службу теплосетей.

Еще примерно через час приехала служба теплосетей, подачу воды перекрыли. Когда вода ушла, стало понятно, что все имущество, которое находилось в подвалах, пострадало. Например, у нас там хранилась двухэтажная детская кровать, которую я собиралась в самое ближайшее время использовать. Новая она стоит 1000 рублей, но свою, бывшую уже в употреблении, оцениваю где-то в 260 — тоже деньги.

А компенсировать ущерб кто будет? Подвал в пятиэтажке залило кипятком, «сварилась» детская кровать

Что теперь делать и куда обращаться за компенсацией, никто сказать не может. В 115 жалобы не принимают, в ЖКХ сказали сначала, что они ни при чем и надо обращаться в теплосети, затем посоветовали писать на сайт обращение.бел. Но пока никто с нами не связывается, не собирается приходить и осматривать-описывать пострадавшее имущество. Что с этим делать? — переживает минчанка.

А компенсировать ущерб кто будет? Подвал в пятиэтажке залило кипятком, «сварилась» детская кровать

Где искать справедливость?

Прокомментировать ситуацию и сориентировать расстроенных жильцов мы попросили специалистов общественного объединение «Региональное общество защиты потребителей». Вот что рассказал юрисконсульт Глеб Колесников.

— Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 г. №405-З (далее — Закон №405-З), участниками отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг являются потребитель, уполномоченное лицо, организация собственников, исполнитель, общественные объединения потребителей, государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией.

В данной ситуации виновными в залитии лицами будут выступать ЖКХ и ЖЭУ, которые ответственны за обслуживание жилого дома.

В таком случае всем пострадавшим потребителям будет необходимо оценить причиненный ущерб. Сделать это можно двумя способами:

  • посредством обращения в экспертные учреждения для проведения оценки (составления сметы), которая сможет определить размер понесенных убытков;
  • если пострадало имущество, которое не подлежит восстановлению и стоимость которого подтверждается платежными документами, то рассчитать общую сумму убытков возможно посредством суммирования стоимости всего поврежденного или уничтоженного имущества.

После потребителю необходимо направить письменную претензию по юридическому адресу ЖКХ и ЖЭУ, в рамках которой следует заявить требование о возмещении причиненных убытков в размере, установленном заключением экспертизы и/или суммированием стоимости всего поврежденного имущества. Также согласно п. 5 ст. 20 Закона №405-З, помимо требования о возмещении причиненных убытков, законодательство предоставляет потребителям право требовать компенсацию причиненного морального вреда.

А компенсировать ущерб кто будет? Подвал в пятиэтажке залило кипятком, «сварилась» детская кровать

В случае отказа в удовлетворении данных требований ЖКХ или ЖЭУ, потребитель имеет право обратиться в суд с иском о защите прав потребителя. Согласно п. 1 ст. 47 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. №90-З (далее – Закон №90-З), общественные объединения потребителей имеют право: обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя. Таким образом, общественное объединение потребителей может оказать помощь по составлению, направлению искового заявления в суд, а также представительству интересов потребителей в суде в том случае, если соблюден претензионный порядок урегулирования спора.

Если говорить про стоимость бывшей в потреблении двухэтажной детской кровати, то наиболее простым способом для оценки стоимости такого товара, как и говорилось ранее, будет являться проведение оценки в экспертном учреждении, которое при оценке данного имущества будет учитывать как стоимость самого товара, так и степень его износа.

Необходимо также учитывать, что при обращении в суд с заключением специалиста потребитель имеет полное право требовать у ЖКХ и ЖЭУ выплату стоимости проведения такого исследования в полном объеме согласно п. 6 ст. 31 Закона №90-З.

Ситуации подобного рода подчеркивают важность знания своих прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг и готовности защищать их. Надеемся, что данная информация поможет пострадавшим жильцам восстановить свои права и получить компенсацию за причиненные убытки, — заключает Глеб Колесников.

Источник: onlinebrest.by

Комментарии закрыты.